Штрих код

Штриховое кодирование — самая быстрая, точная, а значит и эффективная технология автоматической идентификации. Да, да, именно идентификации. Зачастую люди впервые столкнувшиеся с данной тематикой, предполагают что штрих код содержит в себе достаточно подробную информацию о товаре. В большинстве случаев это не так. Штрих код, в первую очередь, предназначен для идентификации товара, его быстрого и точного поиска в информационной системе. В качестве такой учетной системы обычно используются различные решения реализованные, или работающие в интеграции с программами на платформе 1С:Предприятие.

Разработана технология штрих кодирования была в 1932 г., но популярности в те времена не получила. Широкого применения разработка достигла с развитием технической индустрии и ее повсеместной доступности. Одними из самых первых широко применять технологию штрих кодирования стали предприятия пищевой промышленности. Позже новой технологией заинтересовались книжные издательства, оптовая и розничная торговля. Штрих код предоставил возможность сделать существенный шаг в развитии бизнеса. Существенно уменьшился объем ручного труда, эффективность работы достигла ранее недостижимых высот, соответственно, снизились затраты, что позволило компаниям развиваться более быстрыми темпами.

Штрих код — это набор контрастных областей определенного формата, распознаваемых сканером штрих кода. На сегодняшний день разработаны десятки различных форматов, применяющихся в разных областях и с разными целями. Наиболее простые содержат набор из 4-х цифр, а сложные могут содержать, например, все данные о производителе, информацию о дате производства, сроках годности, развернутую информацию о продукте.

Применение штрих кода в повседневной жизни

В современности сложно представить сколь нибудь серьезный магазин, не использующий штриховое кодирование. Также встречается штрих кодирование при работе с большим количеством документов — даже квитанции и штрафы содержат теперь штрих код для быстрого поиска документа и автоматического заполнения платежных реквизитов. Штрих код наносится практически на всю производимую продукцию. Отсутствие штрих кода на упаковке зачастую составляет серьезный барьер для продвижения товара. Сканирующее устройство, обычно это автономный или встроенный в другое аппаратное устройства, сканер штрих кода, считывает контрастные области штрих кода и передает его в принимающее программное обеспечение для дальнейшей обработки в виде числовой, символьной или последовательности смешанного содержания, закодированной в графическом виде.

Программы класса front-office, предназначенные для работы непосредственно с покупателем, формирования чека, применения различных систем лояльности, используют штрих код для идентификации товара при формировании чека. Применение штрих кодирования на этом этапе позволяет существенно ускорить и повысить культуру обслуживание клиента.

Программы класса back-office, предназначенные для ведения складского учета, ценообразования и анализа, также используют штрих код для поиска номенклатуры, но уже с целью формирования различных документов, отчетов, либо для внесения штрих кода в базу, привязки к определенным данным, с целью дальнейшего использования в информационной системе 1С.

С тем же успехом штрих коды используются и при работе на мобильных устройствах — терминалах сбора данных, планшетах и коммуникаторах со встроенным сканером штрих кода. Проведение ревизий с помощью терминала сбора данных, сбор заказа на мобильном устройстве с помощью штрих кодов и сканирующих устройств, выполняются на порядок быстрее. Но для того, чтобы поиск информации по штрих коду закончился успешно, эта информация должна присутствовать в информационной системе с которым работает программное обеспечение. Иными словами, штрих код необходимо сначала внести в базу данных — привязать его к товару, документу или основному средству, а уже потом использовать его на всех устройствах подключенных к информационной системе. При работе с товарами существует два варианта — использовать штрих код нанесенный на упаковку, либо, в случае его отсутствия, сформировать уникальный штрих код самостоятельно. При использовании программ 1С, генерация происходит буквально одним нажатием кнопки, либо полностью в автоматическом режиме. Сформированный таким образом штрих код выводится на печатных формах документов, либо, с помощью принтеров этикеток печатается на специализированной этикет ленте с клейким основанием.

Самые распространенные штрих коды представлены на изображении выше.

  • UPC/EAN — применяется по большей части при марки товаров для дальнейшей розничной и оптовой реализации;
  • CODE 39 — применяется в промышленности, а структура штрих кода, включает не только цифровую, но и символьную информацию;
  • ITF 2 of 5 — используется для шифрования в изображении существенного объема информации на ограниченных размером площадях.

Смотрите также по данной тематике:

Сканеры штрих кодов
Принтеры штрих кодов